ПРОГРАММА ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ ПЛОЩАДКИ РАО

Актуальность исследования

В последние десятилетия ХХ и начала ХХI веков проблема модернизации среднего профессионального образования – его структура, содержание, качество развития личности будущего специалиста являются особенно актуальными. Проблема развития личности будущего специалиста становится ведущей, так как связывается с решением задач его профессионального самоопределения. Сложившаяся в настоящее время отраслевая система профессиональной ориентации молодежи позволяет решить эту проблему лишь частично. Активная социализация и профессионализация будущего специалиста, реализуемые в поликультурном сообществе, актуализируют необходимость социального партнерства в профессиональной ориентации молодежи. Большую роль в этом процессе сыграли реализуемые до 2010 года государственные программы модернизации профессионального образования, которые позволяют решить задачу профессионального самоопределения будущих специалистов на оптимальном уровне.
В то же время перспектива решения задачи профессионального самоопределения специалиста без социального партнерства в профессиональной ориентации молодежи невозможна, поскольку именно сетевое взаимодействие субъектов социального партнерства в профессиональной ориентации молодежи обеспечивает создание эффективной инновационной системы профессиональной ориентации  и профессионального самоопределения молодежи.
Такая система базируется на нескольких теоретико-методологических основах:
-будущий специалист – активный субъект, с развитым профессиональным самосознанием и профессионально значимыми качествами личности;
-профессиональная Я- концепция определяет профессиональную позицию  будущего специалиста;
-профессиональная подготовка будущих специалистов  является определяющим фактором в формировании готовности к профессиональной деятельности, компетентности, профессиональной идентичности, профессиональной Я- концепции;
-организационно-педагогическое сопровождение профессионального самоопределения будущего специалиста обеспечивается  системой сетевого партнерства в профессиональной ориентации молодежи.

Принятая Правительством Российской Федерации Концепция Федеральной целевой развития образования  на 2011-2015 годы, позволяет трансформировать представленную совокупность положений и идей в автономную программу социального партнерства в профессиональной ориентации молодежи на уровне учебного заведения среднего профессионального образования.
ОБОУСПО «Курский государственный политехнический колледж» реализует сетевое взаимодействие субъектов социального партнерства в профессиональной ориентации молодежи. Сетевое социальное партнерство в профессиональной ориентации молодежи рассматривается на уровне учебного заведения как система отношений различных социальных субъектов, которая ориентирована на реализацию государственных и личностных интересов молодежи в профессиональном самоопределении будущих специалистов на основе свободы выбора профессиональной деятельности. Эффективность сетевого социального партнерства в профессиональной ориентации молодежи обеспечивается высокой значимостью и результативностью партнерских практик, партнерского взаимодействия, форм партнерской деятельности субъектов, поливариативностью функций социального партнерства.
Структурно-содержательная база и направленность сетевого социального партнерства в профессиональной ориентации молодежи обеспечивается реализацией следующей совокупностью принципов:

-принцип согласования интересов субъектов социального партнерства;
-принцип инициирования субъектами социального партнерства законодательной инициативы по модернизации системы профессиональной ориентации молодежи;
-принцип ответственности субъектов социального партнерства;
-принцип добровольности и равновыгодности субъектов социального партнерства в рамках сетевого взаимодействия.

Реализация принципов достигается выполнением функций субъектов социального партнерства, где субъектная деятельность ориентирована на личностную модель взаимодействия. Таких функций несколько:

-поддержание целостности системы сетевого социального партнерства на основе оптимального сочетания интересов взаимодействующих сторон;
-включение субъектов сетевого социального партнерства в управление развитием системы профессиональной ориентации молодежи;
-установление и привлечение новых субъектов социального партнерства в профессиональной ориентации молодежи;
-определение оптимальных условий и технологий сетевого социального партнерства в профессиональной ориентации молодежи по принципу ближних, средних и дальних целей.

Это позволяет Курскому государственному политехническому колледжу развивать систему профессиональной ориентации обучающейся молодежи, добиваясь высокого качества профессионализации выпускников , которые в абсолютном большинстве востребованы на рынке труда региона и за его пределами. Мотивация профессионального самоопределения выпускников колледжа имеет сопоставимые показатели с учебными заведениями инновационного типа: Курский государственный университет, Юго-западный государственный университет, Курский электромеханический техникум, Курский педагогический колледж, Курский торгово-экономический колледж, Профессиональное училище №5,41.
Таким образом, развиваемая колледжем традиционная модель профессиональной ориентации молодежи предполагает создание системы сетевого социального партнерства, которая ориентирована на решение важнейших социально-государственной проблемы – профессионального самоопределения выпускников колледжа.
Выбранная тема исследования « Научно- методические основы социального партнерства в профессиональной ориентации молодежи» является актуальной и востребованной социальной практикой.
Объект исследования: система социального партнерства в профессиональной ориентации молодежи.
Предмет исследования: процесс сетевого взаимодействия субъектов социального партнерства в профессиональной ориентации молодежи на этапе среднего профессионального образования.
Цель исследования: разработать многоуровневую систему сетевого социального партнерства и реализовать в практику работы колледжа содержание, инновационные технологии и формы организации профессиональной ориентации молодежи.
Гипотеза исследования: связана с предположением о том, что сетевое взаимодействие субъектов социального партнерства в профессиональной ориентации молодежи будет эффективным если:

-будет разработана многоуровневая модель сетевого социального партнерства, ориентированная на личностную модель взаимодействия субъектов;
-будет разработана и реализована сетевая интегративно - модульная технология организация социального партнерства профессиональной ориентации молодежи;
-будут разработаны механизмы оптимизации процесса сетевого взаимодействия субъектов социального партнерства в профессиональной ориентации молодежи;
-будут определены организационно-педагогические условия, обеспечивающие инновационное развитие сетевого социального партнерства  в профессиональной ориентации молодежи. 

Задачи исследования:
1.Разработка концепции социального партнерства ( партнерства социальных субъектов) в профессиональной ориентации молодежи на этапе среднего профессионального образования;
2.Разработка сетевой (интегративно-модульной) технологии организации социального партнерства (партнерства социальных субъектов)в профессиональной ориентации молодежи на этапе среднего профессионального образования;
3. Мониторинг эффективности сетевой интегративно- модульной технологии организации социального партнерства (партнерства социальных субъектов) в профессиональной ориентации молодежи на этапе среднего профессионального образования;
4.Опытно-экспериментальная проверка результативности сетевой интегративно-модульной технологии организации социального партнерства (партнерства социальных субъектов) в профессиональной ориентации молодежи на этапе среднего профессионального образования.
Для решения поставленных задач будут применены следующие методы исследования:
Теоретические методы:   системный анализ философских , социологических , педагогических, психологических источников;  сравнительно-сопоставительный анализ теорий, концепций, подходов, положений и идей для построения концепции исследования; моделирование.
Эмпирические методы: анкетирование, интервьюирование, беседа , наблюдение, контент - анализ, эксперимент.
Научная новизна исследования обеспечивается разработкой методологии сетевого социального партнерства в профессиональной ориентации молодежи на уровне поливариативности форм   партнерской деятельности субъектов.
Теоретическая значимость исследования определяется тем, что разрабатываемые и экспериментально проверяемые основные положения концепции сетевого социального партнерства в профессиональной ориентации молодежи тесно связана с рядом важных теоретических проблем педагогики и психологии, в частности: проблемой взаимосвязи и взаимообусловленности  личностного и профессионального становления будущего специалиста; проблемой формирования профессиональной компетентности на основе необходимого уровня личностно-профессионального  развития будущего специалиста; проблемой профессионального самоопределения молодежи.
Практическая  значимость исследования  определяется  возможностью оптимизации процессов социализации, профессионализации и профессионального самоопределения молодежи, что позволит уменьшить остроту (кризисное состояние) наблюдающихся социальных проблем.
Научная обоснованность и достоверность  результатов исследования обеспечивается методологической определенностью и непротиворечивостью исходных теоретических положений исследования; системным подходом к решению поставленной проблемы ; единством теоретических и эмпирических методов исследования , адекватных предмету и задачам исследования ; практическим подтверждением основных положений исследования в опытно-экспериментальной работе.
Экспериментальной базой исследования  является ОБОУСПО «Курский государственный политехнический колледж» и участники эксперимента: Комитет образования и науки Курской области, Комитет по делам молодежи и туризму Курской области , Комитет по труду и занятости населения Курской области, Курский электромеханический техникум, Курский педагогический колледж, Курский торгово-экономический колледж, Рыльский аграрный колледж, Профессиональное училище №5.
Апробация и внедрение результатов  будут осуществляться в процессе сетевого взаимодействия субъектов социального партнерства в профессиональной ориентации молодежи на базе ОБОУСПО «Курский государственный политехнический колледж» с 2011 по 2015 года.
Ход опытно – экспериментальной работы предполагает регулярное обсуждение на заседаниях предметно-цикловых комиссиях, методического совета, педагогического совета, семинарах и научно-практических конференциях различного уровня ее результатов. Опытно – экспериментальная работа будет проводиться исследовательскими группами под руководством координационного совета и инновационно – методического центра колледжа.

Этапы эксперимента 2011-2015гг:


Этап 1 Подготовительный 2011г
1) определение критериев, показателей, уровней результативности сетевого социального партнерства (партнерства социальных субъектов) в профессиональной ориентации учащейся молодежи на этапе среднего профессионального образования.
2) анализ существующего  опыта социального партнерства (партнерства социальных субъектов) в профессиональной ориентации учащейся молодежи на этапе среднего профессионального образования;
3) разработка основных направлений и содержания социального партнерства (партнерства социальных субъектов) в профессиональной ориентации учащейся молодежи на этапе среднего профессионального образования;
4) Подготовка контрольных и экспериментальных групп социальных партнеров из состава региональных субъектов и Ссузов г. Курска и Курской области.
Этап 2 формирующий 2012-2013гг.
1) проверка сетевой интегративно-модульной технологии организации социального партнерства (партнерства социальных субъектов) в профессиональной  ориентации молодёжи на этапе среднего профессионального образования;
2) разработка и проверка содержания, форм и методов сетевого взаимодействия субъектов социального партнерства в профессиональной ориентации молодежи на этапе среднего профессионального образования.;
3) определение организационных и психолого- педагогических  условий эффективности сетевого социального партнерства (партнерства социальных субъектов) в профессиональной ориентации молодежи на этапе среднего профессионального образования.
Этап 3  Оценочный 2014-2015гг.
Оценка результативности системы сетевого социального партнерства (партнерства социальных субъектов) в профессиональной ориентации молодежи на этапе среднего профессионального образования, посредством мониторинга (контрольная и экспериментальная группы) достигнутых изменений в показателях:

  • личностного развития учащихся учебных заведений среднего профессионального образования;
  • профессионализации учащихся учебных заведений среднего профессионального образования;
  • социализации учащихся учебных заведений среднего  профессионального образования;
  • профессионального самоопределения учащихся учебных заведений среднего профессионального образования.
  •  
    Прогнозируемые результаты.  В ходе опытно- экспериментальной работы будут разработаны:

  • многоуровневая модель сетевого социального партнерства , ориентированная на личностную модель взаимодействия субъектов;
  • сетевая интегративно-модульная технология организации социального партнерства в профессиональной ориентации молодежи;
  • Выявлены и обоснованы:

  • механизмы оптимизации процесса сетевого взаимодействия субъектов социального партнерства в профессиональной ориентации молодежи;
  • организационно-педагогические условия, обеспечивающие инновационное развитие сетевого социального партнерства в профессиональной ориентации молодежи.
  •  

    Средства контроля промежуточных и конечных результатов эксперимента

    № п/п

    Форма контроля

    Сроки

    1

    Обмен опытом работы по сетевому взаимодействию субъектов социального партнерства в профессиональной ориентации молодежи

    2011-2015 гг.

    2

    Публикации научно – методических материалов и разработок

    2011-2015 гг.

    3

    Использование инновационных технологий, обеспечивающих эффективность эксперимента

    2011-2015 гг.

    4

    Создание научно – методического комплекса по теме эксперимента в методическом центре колледжа

    2011-2015 гг.

    5

    Повышение квалификации педагогов, участвующих в опытно экспериментальной работе

    2011-2015 гг.

    6

    Подготовка и издание сборников статей, монографий по теме эксперимента

    2011-2015 гг.